Способы формирования читательской грамотности
Копилка приёмов и способов формирования
читательской грамотности
среди участников образовательного процесса
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
3 группы умений:
Группа 1
Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2
Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3
Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:
-
различать свой личный опыт и реальность текста;
-
отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
-
перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
-
работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
-
собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
-
переформулировать вопрос и сообщения текста;
-
использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
-
выражать свои мысли письменно.
Приемы работы с текстом, используемые для просмотрового чтения:
-
Проанализировать подзаголовок, а также спрогнозировать тему текста.
-
Сделать анализ подзаголовков, если они присутствуют в тексте. В качестве дополнительного задания возможен просмотр рисунков и разных выделений в тексте.
-
Познакомиться со структурой текста.
-
Просмотреть первый, а также последний абзац читаемого текста.
-
Знакомство с оглавлением.
-
Использовать аннотации к текстам.
Приемы работы с текстом, используемые для ознакомительного чтения:
-
Учащиеся читают текст по абзацам. Важно фиксировать внимание на существительных, первом и последнем предложении из каждого отдельного абзаца.
-
Выделение важной информации. Определять главное можно в процессе чтения текста.
-
Расстановка принятых самими учениками графических знаков: ? — мне непонятно или ! — это интересно.
Приемы работы с текстом, используемые для изучающего чтения:
-
Выделение смысловых частей читаемого текста.
-
Прогнозирование содержания и смысл последующих частей текста, опираясь на прочитанное.
-
Выделение ключевых слов текста по ходу чтения.
-
Замена смысловых частей текста их эквивалентами.
-
Выявление деталей, а также подтекстовой информации, содержащейся в тексте.
-
Определение принадлежности текста к конкретному функциональному стилю.
-
Составление вопросов, которые имеют проблемный характер, как во время, так и после чтения текста.
-
Составление суждений учащихся.
-
Составление плана или графической схемы, которые помогут выявить структуру текста, а также взаимосвязь его отдельных частей. Ученики любят такого рода задания.
-
Переработка текста, создавая новые тексты на основе прочитанного.
-
Составление комментария является заключительным этапом работы над текстом для изучающего чтения.
Приемы формирования ЧГ:
Приёмы работы с текстом при изучении нового материала
Формируем умение извлекать необходимую информацию из прослушанного текста, применять её как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную.
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с параграфом при изучении нового материала.
Знакомство с порядком морфологического разбора имени существительного. Составление рассказа о существительном по опорным словам. (6 класс)
1) Имя существительное обозначает…
Отвечает на вопросы…
Начальная форма имени существительного - … падеж…числа.
2) Имена существительные имеют следующие постоянные признаки:
… или ….
… или …
Относятся к … или …, или … роду, к … , или … , или ….. склонению.
Имена существительные имеют следующие непостоянные признаки:….
Существительные изменяются по … и … .
3) В предложении имя существительное может быть как …, … , … , … , … .
Имя существительное не является членом предложения, если… .
Формируем умения: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию. Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Используется, например, при знакомстве с причастием (6 класс):
Причастие - это самостоятельная часть речи.
Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия могут быть действительными и страдающими.
Действительные причастия могут иметь краткую форму.
Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.